Реставрация барельефов в «Сокольниках»: историки не разделили возмущения москвичей
Дата публикации: 11 февраля 2019 13:41
Барельефы на станции метро "Сокольники" останутся в том виде, в каком они предстали после реставрации. Перемены, которые коснулись декора вестибюля, вызвали у пассажиров шквал критики, так как лица метростроевцев вдруг обрели четкие черты. Но, как выяснили историки, именно это и есть их подлинный вид. И споры о нем в прошлом веке уже возникали.
Барельефы на станции "Сокольники", раскрывшиеся после реставрации, за две недели для пассажиров уже стали привычными, но кое-кто еще притормаживает и с удивлением всматривается в лица фигур на фризе павильона. Многие, правда, называют их не иначе как гримасы.
- Ужасно, ужасно, что так относятся к истории.
- Тяп-ляп сделано! Видите?
Станция "Сокольники" построена в 1935 году. И на историческом барельефе увековечены как раз метростроевцы. Автор гипсового барельефа Петр Митковицер. Много лет москвичи видели фриз черным, с фигурами без лиц. Но историки уверяют, что так было не всегда: фриз просто выполнен в стиле экспрессионизма, а лица, хоть и условные, но все-таки были.
"Это очень характерная стилистика 30-х годов. И вполне вероятно, что именно в этой манере Петр Вениаминович Митковицер выполнял эти фризы", — говорит Дмитрий Французов, историк архитектуры.
Несколько слоев черной краски и битумный лак появились гораздо позже. Это попытки хозяйственным способом сохранить барельеф.
"Я слабо себе представляю, что они докомпоновывали изначально произведение. Не приделывали ни губы, ни носы. Условность этих изображений нарочитая", — считает главный редактор журнала "Московское наследие" Филипп Смирнов.
Вот и в мастерской уверяют, что никакой самодеятельности на "Сокольниках" не было. Реставрация проводилась по сохранившимся эскизам.
"Ничего не добавлено абсолютно. Только расчистка, только небольшие домазки, где мы видим выбоинки, сколы", — объясняет Анастасия Замаренова, главный архитектор проекта реставрации станции метро "Сокольники".
К слову, по воспоминаниям современников скульптора, даже в 1935 году фриз вызвал неоднозначную реакцию. Поговаривают, что после выполнения этой работы его больше не приглашали для оформления метро. И вообще, это не первый случай, когда возвращение к первоначальному виду совершенно неожиданно меняет объекты. Например, станция "Киевская". Танцующая девушка на панно десятки лет была в венке, а недавно на нее вдруг надели платок.
"Пару лет назад, когда была проведена научная реставрация, когда были подняты документы, которые находятся в музее архитектуры имени Щусева, выяснилось, что девушка изначально была в платочке. Вот это и было сделано", — рассказывает москвовед Татьяна Ефремова.
Спорным стало и решение реставраторов восстановить строки из гимна Советского союза в редакции 1944 года на станции "Курская" — со словами о Сталине. Некоторым такая идея не понравилась, но только не историкам. Что же касается "Сокольников", то реставрация продолжается. Но вот барельеф полностью закончен и в таком, аутентичном, виде и будет встречать пассажиров.
Текст: "Вести-Москва"
Комментарии
и будет опубликован после проверки администратором. Возникли ошибки!