Эволюционный компромисс: учёные объяснили, почему боец никогда не станет хорошим бегуном

Дата публикации: 24 июля 2017 14:35

С точки зрения дарвинизма, борьба за существование, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, является ключевым фактором эволюции. В ходе этой борьбы виды развивают свои сильные стороны, однако исследователи уверены: здесь не обойтись без компромиссов.

Развитие какой-либо сильной стороны не исключает наличие и слабых сторон. Этот факт исследователи из Университета Юты доказали на примере мышей. Впрочем, выводы их работы справедливы и для людей. К примеру, нетрудно заметить, что олимпийские марафонцы и чемпионы мира по различным видам борьбы имеют совершенно разное строение тела, пишут авторы работы.

Эволюционные биологи полагают, что успех в борьбе за территорию, ресурсы и самок у самцов определяется силой. Побеждать в схватках помогают относительно большая масса тела, сила укуса и так далее. Такие "борцы" тратят больше энергии, а значит, им проходится чаще рисковать, выбираясь из укрытий на поиски пищи. Потому они развивают свои боевые навыки. Однако в этот список не входят скорость бега и эффективный расход энергии. Эти умения присущи "бегунам" – животным, развившим с течением времени пространственную мобильность. Она также помогает выжить, но в борьбе за территорию и ресурсы вряд ли пригодится.

Чтобы разобраться в этом балансе и понять, возможно ли развить сразу оба выгодных, но взаимоисключающих качества, учёные провели серию тестов с лабораторными мышами.

Они поселили в специальные корпуса, воспроизводящие условия дикой природы, несколько больших групп грызунов. В течение восьми недель исследователи наблюдали, как самцы борются за территорию и внимание самок. Были, кстати, среди них и неудачники, которые в этой борьбе предпочитали отступать.

В то же время самцов заставляли “тренироваться” на беговых дорожках, во время чего учёные измеряли количество кислорода, выдыхаемого животными. Это важный показатель: чем больше тратится кислорода, тем больше расход энергии на движение, поясняют авторы.

Результаты подтвердили версию о том, что мыши (вероятно, как и люди) могут быть либо успешными "борцами", либо хорошими "бегунами". Дело в том, что самцы, которые побеждали в драках и захватывали территории, при беге потребляли намного больше кислорода. И, напротив, самые эффективные "бегуны", экономящие энергию, обычно проигрывали в схватках.

Любопытно, что грызуны при этом находились примерно в одной весовой категории (чего нельзя сказать о спортсменах бегунах и борцах). Зато исследователи отметили явное различие в строении лапок мышей: у "бегунов" они были тонкими и длинными, а у "бойцов" – более крепкими и короткими.

Люди также являются существами, которые выбирают стратегию поведения на основе выносливости либо агрессивности, поэтому последние результаты дают представление о том, как компромиссы могли повлиять и нашу эволюцию, заключают авторы работы.

Итоги исследования подробно описаны в статье, опубликованной в издании The Journal of Experimental Biology.

Кстати, ранее биологи исследовали необычное агрессивное поведение улиток, а также рассказали о спасительном бегстве на сушу крошечных морских рыбок.