Искусственный интеллект назвал Евгения Кунина в числе десяти самых влиятельных биологов мира

Дата публикации: 19 октября 2017 15:57

Количество научных статей удваивается каждые девять лет. Следить за этим потоком информации давно не в человеческих силах. Учёный уже не может быть просто "биологом" – он должен быть генетиком, или вирусологом, или ещё каким-нибудь узким специалистом. Время энциклопедистов прошло. Но даже по своей узкой тематике исследователь, как правило, не в состоянии отслеживать всю выходящую литературу. В научной среде ходит грустная шутка, что проще сделать открытие заново, чем найти информацию о нём.

Снизить остроту проблемы призваны поисковые системы. Но у них есть недостаток: поиск ведётся по формальным признакам. Легко найти все статьи нужного автора и трудно – все статьи на нужную тему. Список ключевых слов и другие ухищрения помогают, но недостаточно.

Именно поэтому в 2015 году запущена система Semantic Scholar, о которой мы в своё время рассказывали. Использование алгоритмов искусственного интеллекта в некоторой степени имитирует понимание текста. Поэтому программа предоставляет несколько принципиально новых возможностей. Например, возможен поиск не только по ключевым словам, список которых был заранее сформирован человеком, но и по ключевым фразам, которые "электронный мозг" выделил в статье самостоятельно.

Первоначально база данных ресурса содержала только статьи по информатике (computer science), но в прошлом году она охватила и нейронауку. Недавно произошло новое расширение: теперь "семантический учёный" анализирует статьи по всему комплексу биологических наук. В базе данных уже более 40 миллионов публикаций.

В 2016 году разработчики добавили в систему возможность составлять рейтинг учёных. При этом используется древний как мир способ – подсчитать, кого больше цитируют. Однако разработчики заверяют, что искусственный интеллект в меру своего разумения учитывает контекст и поэтому отличает "хорошие" цитирования от "плохих".

Когда система охватила публикации по всем биологическим наукам, стало возможным выяснить, кто же, по мнению электронного разума, "самый-самый" из биологов. И тот не замедлил сформировать ТОП-10.

Первое место занял американский математик и генетик Эрик Лэндер. А вот на седьмом оказался Евгений Кунин, наш соотечественник, ныне работающий в США.

Евгений Викторович Кунин родился в 1956 году. В 1973 году поступил на биологический факультет МГУ. Защитил кандидатскую диссертацию. В 1991 году учёный эмигрировал в Соединённые Штаты. Сейчас Евгений Викторович является ведущим научным сотрудником Национального центра биотехнологической информации Национальной медицинской библиотеки Национальных институтов здравоохранения США.

Евгений Кунин – специалист с мировым именем в исследованиях генома с помощью математических методов, в том числе в модерировании эволюционных процессов. Читателям научно-популярной литературы он известен также как автор книги "Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции".