Нанопокрытие, разработанное в Томске, нанесут на иллюминаторы МКС

Дата публикации: 8 декабря 2017 14:55

Нанопокрытие, разработанное в Томске, нанесут на иллюминаторы МКС

Учёные из Томского политехнического университета, РКК "Энергия" и Института физики прочности и материаловедения СО РАН разработали многослойные нанокомпозитные покрытия, которые не умеют аналогов в мире. Они оставляют стекла прозрачными и при этом защищают их от ударов микрочастиц, которые врезаются в иллюминаторы на скорости 5–8 километров в секунду.

Технология прошла все лабораторные тесты, в конце 2015 года был получен патент. На 2018–2020 годы запланированы испытания на борту МКС – эксперимент "Пересвет". Техническое задание уже подписано.

Как сообщается в пресс-релизе ТПУ, эксперимент будет проводиться в несколько этапов. Сначала на наружной поверхности станции разместят тестовые образцы стекла с нанопокрытием.

"Во время первого этапа будут испытываться стекла не только для иллюминаторов, но и для фотоэлектрических преобразователей (солнечных батарей). Пластина для ФЭПов защищена кварцевым стеклом толщиной примерно 0,1 миллиметра. Такого тонкого стекла хватает для защиты от микромусора, но со временем на поверхности появляются дефекты, что сказывается на интенсивности излучения, попадающего на ФЭП. Следовательно, уменьшается и мощность солнечной батареи. Наблюдение за образцами будет вестись минимум год", — поясняет заместитель директора по развитию Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ Евгений Колубаев.

На втором этапе космонавты прямо в открытом космосе должны будут провести ремонт иллюминаторов российского сегмента станции.

"Второй этап эксперимента будет связан с выходом космонавта в открытый космос. С помощью специального инструмента, также уже разработанного томскими учеными, "заживляющее" покрытие будет наноситься на стекла иллюминаторов. Эта мера позволит предотвратить дальнейшее разрушение поврежденных сегментов", – говорит Колубаев.

Если испытания пройдут успешно, в будущем все стекла для иллюминаторов российских космических аппаратов нового поколения будут обрабатываться в Томске.