Обнаружена самая большая молекула, когда-либо наблюдавшаяся в радиотелескоп

Дата публикации: 12 января 2018 15:24

Обнаружена самая большая молекула, когда-либо наблюдавшаяся в радиотелескоп

Астрономы обнаружили в космосе молекулу органического вещества бензонитрила. Эти наблюдения устанавливают сразу несколько рекордов и объясняют природу странного инфракрасного свечения, заполняющего космос. Об открытии сообщается в научной статье, опубликованной в журнале Science.

Учёных давно интересовала природа инфракрасного свечения, образующего постоянный фон при наблюдениях космоса. Оно присутствует на снимках независимо от того, в какую область неба направлен телескоп. Поэтому его не удаётся связать ни с какими конкретными объектами вроде остатков сверхновых или облаков звёздного ветра.

В конце концов специалисты решили, что этот фон создают рассеянные по Галактике молекулы полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Как уточняет пресс-релиз исследования, в них должно содержаться почти 10% всего углерода Вселенной.

Однако достоверно доказать существование тех или иных молекул в межзвёздном пространстве могут только наблюдения их спектральных линий, которые являются своеобразной "подписью" вещества. И вот здесь кроется проблема.

Во-первых, чем сложнее молекула, тем сложнее и "след", который она оставляет в спектре. А значит, труднее выделить его в излучении, прошедшем по пути к Земле сквозь "огонь, воду и медные трубы", и не перепутать с "подписями" других молекул. Во-вторых, молекулы ПАУ весьма симметричны, а это большое препятствие для образования спектральных линий. По этим причинам линий ПАУ не наблюдал ещё ни один астроном.

Однако недавно из Национальной радиоастрономической обсерватории США пришло волнующее известие. Научной группе, наблюдавшей молекулярное облако TCM-1 в созвездии Тельца с помощью радиотелескопа Green Bank, удалось идентифицировать девять спектральных линий, которые являются "подписью" бензонитрила (C6H5CN).

Это вещество не относится к ПАУ, но является их "ближайшим родственником" и химическим предшественником. Где есть бензонитрил, там наверняка найдутся и ПАУ.

Кроме того, это наблюдение и само по себе ставит как минимум два рекорда. Как утверждается в пресс-релизе, это самая большая молекула, когда-либо обнаруженная радиоастрономами. Кроме того, это первый наблюдавшийся с помощью радиотелескопа ароматический углеводород. Кто бы мог подумать, что хорошо изученное молекулярное облако, находящееся в 430 световых годах от Земли, преподнесет такие сюрпризы.

Новое открытие позволит учёным лучше понять работу "химического комбината" Вселенной, которому мы обязаны собственным существованием. К слову, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) неоднократно писали об органике в космосе. Мы рассказывали о сахаре в межзвёздных безднах, о воздействии радиации на космический метанол и о механизмах образования органики из простейших компонентов.