Сочетание лебедя и крокодила: в Монголии найдены останки крайне необычного динозавра

Дата публикации: 8 декабря 2017 07:12

Последние несколько лет были богаты на открытия необычных динозавров. Чего только стоит "бронированный" древний ящер или животное с абсурдно короткими конечностями. Но никто из них не сможет сравниться с недавно открытым видом ужасного ящера, обитавшего в меловом периоде на территории современной Монголии порядка 75 миллионов лет назад.

Его останки обнаружила международная группа исследователей. Новый вид динозавра они назвали Halszkaraptor escuilliei. И исследователи с удивлением говорят, что существо объединяло в себе черты сразу нескольких животных – лебедя, пингвина, крокодила и велоцираптора. Так, у H. escuilliei была длинная "лебединая" шея, ласты на передних конечностях и сероповидные когти на лапах, прямо как у его родственника велоцираптора.

Исходя из имеющихся данных, палеонтологи сделали вывод, что Halszkaraptor являлся земноводным хищником. При этом животное было высотой около 45 сантиметров (то есть примерно с современного гуся).

Древний ящер принадлежал к большой группе, известной как тероподы, — двуногим хищных динозаврам, которые были на вершине пищевой цепи в течение примерно 160 миллионов лет.

"Первый раз, когда я изучал образец, я даже сомневался, является ли он подлинным ископаемым. Из-за неожиданного сочетания черт существа нам было трудно найти ему место внутри традиционной классификации", — говорит ведущий автор исследования Андреа Кау (Andrea Cau) из Болонского университета.

И чтобы побольше узнать об удивительном существе, учёные использовали специальные устройства, чтобы заглянуть внутрь ископаемых останков, не повреждая их. Сначала палеонтологи провели сканирование костей, а затем при помощи компьютера воссоздали трёхмерное изображение скелета.

На первом этапе исследователи решили определить, действительно ли странная смесь частей тела принадлежит одному животному (предполагалось, что это просто перемешанные старые кости разных животных).

Оказалось, что все части принадлежали одному существу, хоть и на первый взгляд весьма странному.

Учёные предположили, что животное ковыляло по суше подобно утке, плавало в воде подобно пингвинам (ласты помогали проталкивать его в воде), а длинная шея, как у лебедя, помогала ему кормиться и охотиться.

Сканирование также позволило учёным изучить необычные особенности, скрытые внутри камня и кости. Иначе их разглядеть было бы нельзя.

"Наш анализ показал, что многочисленные зубы, которые не видны снаружи, сохранились до наших дней в ротовой области, — рассказывает один из авторов работы Винсент Бейранд (Vincent Beyrand) из Европейского центра синхротронного излучения (ESRF). – Мы также изучили нейро-сосудистую сеть внутри его морды. Она напоминает ту, что наблюдается у современных крокодилов. Эти признаки говорят о том, что животное было водным хищником".

Авторы работы поясняют: у древнего ящера длинные кости в верхней части морды покрыты густой сетью нервов и кровеносных сосудов. Такая черта присутствует у водных рептилий (от древних плезиозавров до современных крокодилов).

Вооруживших этой информацией, учёные смогли отыскать место роду Halszkaraptor на семейном древе динозавров. Был создан не только новый вид, но и новая группа, получившая название Halszkaraptorinae. Последнюю добавили к семейству небольших хищных динозавров-тероподов дромеозаврид.

К слову, несколько других тероподов, которые ранее бросили вызов традиционной классификации, оказались тесно связаны с Halszkaraptor, и потому также были помещены в новую группу.

Результаты исследования и описание необычного динозавра опубликовано в научном издании Nature.

Добавим, что ранее музейный экспонат оказался беременной особью нового вида, а монстр из Миндена был признан новым видом гигантских тероподов юрского периода.