Информационный портал Калининграда

Шальные активы: как «Водоканал» собрал лишние 180 млн с горожан и почему им их не вернут

Дата публикации: 22 января 2021 13:35

Шальные активы: как «Водоканал» собрал лишние 180 млн с горожан и почему им их не вернут

В ноябре 2020 года областные депутаты возмутились просьбе областного правительства выделить ранее считавшемуся прибыльным «Водоканалу» 72 млн руб., который толком не начал консолидировать на себе «плохие» муниципальные активы. Как выяснилось, систематическая помощь госкомпании понадобилась после того, как ей передали «секретное» имущество на 5 млрд рублей. «Новый Калининград» рассказывает, почему «жемчужина» калининградского городского хозяйства далеко не так прибыльна, как казалось, и почему она не вернет калининградцам 180 млн руб., необоснованно собранных в тарифе.

Областные власти заговорили об объединении водоканалов на базе калининградского предприятия в 2018 году и сразу не скрывали интереса к проекту водоснабжения концессионеров, то есть компаний, которые бы хотели начать зарабатывать на продаже воды калининградцам. Задумка была не новой. С 2015 года идеей объединения водоканалов  занималась Ленинградская область, в 2016 запустили аналогичный процесс в Ярославской области, а затем и в других регионах, включая Башкортостан. Калининградские власти прямо ссылались на опыт Ленобласти перед началом процесса объединения, но этот опыт, как показывает практика, оказался противоречивым. За 4 года в Ленобласти так и не  успели объединить водоканалы и, судя по отсутствию сообщения о заключении концессионного соглашения, так и и не пришли к соглашению с инвестором.

В конце 2020 года стало известно, что ВЭБ и акционеры группы «Альфа» создают «мегаконцессионера», который намерен забирать региональные водоканалы. Госкорпорация должна помочь концессионеру «снять административные барьеры в регионах» и получить 20 млн клиентов, сообщало РБК. К концу 2020 года более половины рынка услуг водоснабжения в России было в руках МУПов и ГУПов и его можно было «приватизировать».

Стартовая фаза консолидации водоканалов в Калининградской области сопровождалась возбуждением уголовного дела против экс-гендиректора калининградского муниципального предприятия Александра Иващенко. Тот успел уехать на Тенерифе, где был ненадолго задержан , а потом отпущен из тюрьмы. Как выяснилось, Следственный комитет переквалифицировал ему статью на более мягкую и Россия потеряла интерес к экстрадиции муниципального менеджера. Также предприятием через проверку областной службы по тарифам, которая, по сути, обеспечивала «Водоканал» финансированием, занялась Федеральная антимонопольная служба. Она выявила ряд серьезных нарушений в установлении областными властями тарифов для предприятия.

Многие годы калининградский «Водоканал» позиционировался как жемчужина калининградского муниципального хозяйства, способная приносить большую прибыль. В 2014 году она составила 274 млн руб., в 2015-м — 200 млн руб. Вела себя «жемчужина» соответствующим образом: арендовала спортзал, тратила деньги на благотворительность, членские взносы, «корпоративные» и «представительские» расходы и собственный музей. Только на услуги внешних консультантов предприятие потратило в 2014-2018 годах почти 123 млн руб. Суть консультационных услуг в решениях ФАС и протоколах службы по тарифам не раскрывается, но, вероятно, речь идет о подозрительной оплате услуг внешних юристов, из-за которой против экс-главы предприятия Александра Иващенко возбудили уголовное дело.

Как выяснилось в результате проверки ФАС, в то время как предприятие позволяло себе лишнее, «Водоканалу» остро не хватало денег, он активно брал кредиты на закрытие «кассовых разрывов» и выплатил за 5 лет 225 млн процентов по ним. Из них более 180 млн руб. областные власти включили в тариф, то есть решили собрать с населения.

Антимонопольщики сочли, что включать в тариф оплату процентов по кредитом при наличии избыточных расходов было нельзя, и потребовали, по сути, вернуть калининградцам деньги — то есть вычесть расходы на оплату процентов из тарифа на будущие годы. Областная служба по тарифам предписание антимонопольщиков не исполнила и данные расходы не исключила. В результате на тот момент главу службы Ольгу Боброву привлекли к ответственности, оштрафовав на 25 тыс. руб. Вскоре она покинула занимаемую должность, перейдя с понижениям на должность замминистра регионального контроля. ФАС же потребовала «вернуть» жителям города через тариф те самые 180 млн руб.

«Водоканал» в ходе тарифной кампании (когда областные власти устанавливают для него тарифы) позиционирует себя как глубоко недофинансированное предприятие. В протоколе заседания правления службы по тарифам приводятся расчеты предприятия, гласящие, что из-за неверного регулирования оно только в 2018 году недосчиталось 434 млн руб. В «Водоканале» утверждают, что служба переоценивала объемы воды, которую принимает и поставляет водоканал, примерно на 35% меньше. Областной регулятор считал, что «Водоканал» продает услуги по приему и отпуску 96 млн кубометров воды в год, а на самом деле объемы составляют 71 млн кубометров. Чем больше объем, тем меньше тариф за каждый поставленный кубометр. Сильное завышение объема позволяло службе сдерживать тариф, но сгенерировало огромные выпадающие доходы, следует из данных «Водоканала».

Сейчас в региональной службе по регулированию тарифов объясняют ошибку с объемами продаваемой воды «некорректным отображением показателей» и утверждают, что огромное расхождение между плановыми и фактическими показателями ликвидировано, что по логике должно привести к росту тарифа.

Именно недополучением доходов из-за неверного регулирования областная служба по тарифам (которая, собственно, и регулировала их) пытается оправдать выплаты процентов по привлеченному у банков финансированию на затыкание финансовых дыр в когда-то казавшимся самым прибыльным муниципальном предприятии. В результате служба по тарифам пересмотрела обоснованность процентных расходов и снизила будущий размер выручки предприятия (то есть, по сути, из тарифа) более 90 млн руб. В итоге в декабре 2020-го с учетом иных вычетов было решено, что калининградцам вернут за счет пересчета тарифа по 52 млн руб. в 2020 году и столько же в 2021-м.

Появление на балансе «Водоканала» очень дорогих активов быстро привело к финансовым сложностям: официально оформленное имущество дорого содержать. Нужно начислять амортизацию и платить налоги. Амортизация — это деньги, которые обязано закладывать предприятие на обновление основных фондов, и эти расходы нужно заложить в тариф. По расчетам областных властей, передача новых активов «Водоканалу» означала появление ежегодно дополнительных 272 млн руб. расходов на амортизацию, которую нужно включить в тариф и более 100 млн руб. прироста по налогу на имущество (тоже нужно включить в тариф).

По поводу включения в тариф амортизации у ФАС и областной службы по тарифам возникала заочная дискуссия. Антимонопольщики считают, что «Водоканал» не имеет права зарабатывать на амортизации сетей, построенных за счет бюджета, а Служба по тарифам области уверена, что в случае с передачей имущества «Водоканалу» амортизация в тариф включаться должна.

Налог на имущество власти решили в 2020 году в тариф не включать под предлогом сомнений в достоверности оценки переданного имущества, а амортизация была частично учтена. Большая часть выпадающих доходов был перенесена на последующие периоды, то есть их калининградцы все равно должны будут оплатить в будущем. Эта же амортизация «съела» и весь возврат платы калининградцам за необоснованно привлеченные «Водоканалом» кредиты на консультантов, благотворительность и прочее. В итоге тариф не уменьшится в 2021 году, а вырастет на 5%. Кроме того, власти из областного бюджета уже «доплатили» через субсидии предприятию в конце 2020 года для «сдерживания» роста тарифа 72 млн руб. и еще 100 млн планируют перечислить в до конца 2021 года.

Фактически это означает, что после «ревизии активов» в рамках «предпродажной подготовки» «Водоканала» концессионеру казавшееся сверхприбыльным муниципальное предприятие оказалось глубоко недофинансированным активом, котоый срочно пришлось просубсидировать из областного бюджета на 172 млн руб., чтобы уложиться в 5%-ный рост тарифа, переложив при этом часть «выпадающих доходов» на граждан в будущем.

При таких финансовых параметрах говорить о концесси пока рано. На фоне ухудшения финансового положения населения проблемы возникают даже с уже запущенными концессионными проектами. Более года назад областные власти заключили концессионное соглашение по строительству мусоросортировочного полигона в области, но проект, по данным «Нового Калининграда», до сих пор не обеспечен финансированием, потому что власти, концессионер и банк не согласовали параметры финансовой схемы реализации проекта. Подобные проекты, как и многие другие в сфере ЖКХ, финансируются за счет тарифа, и значительные инвестиции предполагают увеличение финансовой нагрузки на население.

Текст — Вадим Хлебников, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»


Комментарии


Имя/Ник:
e-mail:
Комментарий:
Антиспам:
Код с картинки:
Добавить комментарий
Отправка сообщения Отправка сообщения... Сообщение отправлено Комментарий сохранен
и будет опубликован после проверки администратором.
Возникли ошибки! Возникли ошибки!