Информационный портал Калининграда

Управление воздушным движением

Дата публикации: 10 июля 2013 13:15

воздушное движение

До изобретения радара контроль полётов осуществлялся с помощью телексов и больших настольных карт. Радары позволили непосредственно следить за полётом самолёта и управлять его манёврами в условиях плохой видимости. В 60-х годах XX в. появились компьютеры, которые автоматизировали большинство диспетчерских операций.

Типичный вид современного аэродрома: радар кругового наблюдения с вращающейся параболической антенной, которую иногда закрывают пластиковым куполом, чтобы уберечь от атмосферных воздействий. Внутри контрольной башни работают несколько диспетчеров, у каждого из которых узко очерченный круг обязанностей: диспетчер TWR следит за интервалами между самолётами при их подлёте к аэродрому, даёт разрешение на старт и посадку; так называемый ground controller отвечает за наземное движение самолётов; ассистент башни обслуживает автомобильное движение по аэродрому, a delivery controller согласовывает работу башни с лайнерами, находящимися в воздухе.

Трагическое столкновение двух «Боингов-747», которое произошло в аэропорту Тенерифе (Испания) в 1977 г. и закончилось гибелью 575 человек, произошло из-за того, что пилот одного из самолётов не понял команду, переданную из башни. С тех пор диспетчеры пользуются упрощённым английским языком, где каждое выражение имеет своё значение: например, roger («понял»), afirm (от англ. affirmative - «подтверждаю»), niner (от англ. nine - «девять»), fouer (от англ. four - «четыре»). Современный контроль за воздушным движением обеспечивается с помощью сложного компьютерного оборудования, которое облегчает слежение за ситуацией как на аэродроме, так и в его окрестностях. Пассажиры гражданских самолётов редко задумываются над тем, какие сложные системы контроля УВД используются для того, чтобы не произошло авиакатастрофы.

Находясь в воздушном коридоре, самолёт следует за сигналом, передаваемым радиомаяком (всенаправленная радиосистема). Этот сигнал имеет вид «круга», в центре которого находится передатчик, посылающий импульс на 360 направлений. Каждый из этих лучей представляет собой радиокурс, которым пилот может воспользоваться при корректировке своего маршрута. Когда во время полёта самолёт пересекает границу сектора наблюдения одного из центров УВД, пилотам напоминают, чтобы они настроили рацию на новую частоту, и лайнер переходит в зону контроля очередного диспетчерского центра. Параллельно информация обо всех самолётах, находящихся в воздухе, передаётся в международные центры УВД. Во время полёта пилот может пользоваться ограниченной свободой. Как человек, лучше других осведомлённый об условиях полёта, командир корабля может принимать решение об изменении скорости или высоты полёта - однако о каждом таком изменении он обязан информировать диспетчера.

Тренажёры УВД оказывают большую помощь в подготовке диспетчеров. Прежде чем специалиста допустят работать на аэродроме, он должен научиться работать безошибочно, уверенно и хладнокровно. Тренажёры позволяют ставить перед будущими диспетчерами самые трудные задачи, не подвергая настоящих пассажиров даже малейшему риску. Во время своей работы диспетчеры пользуются автоматизированными системами контроля за воздушным движением.

Сложный комплекс радаров, компьютеров, средств связи и электронного оборудования помогает диспетчерам грамотно выполнять их задачи, а высококвалифицированные технические специалисты круглосуточно поддерживают все системы в рабочем состоянии. Сегодня неоценимую помощь диспетчерам оказывают компьютеры, в которых находятся все полётные планы с радиопозывными каждого самолёта.


Комментарии


Имя/Ник:
e-mail:
Комментарий:
Антиспам:
Код с картинки:
Добавить комментарий
Отправка сообщения Отправка сообщения... Сообщение отправлено Комментарий сохранен
и будет опубликован после проверки администратором.
Возникли ошибки! Возникли ошибки!